Чтобы уже закрыть кейс с мятежом, осталось разобрать итоговые речи Путина и Лукашенко от 26 и 27 июня, соответственно.
Президент поблагодарил народ и органы государственной власти за консолидированную позицию и обвинил «организаторов мятежа» в «утере адекватности». Возложил всю ответственность на этих самых организаторов, выведя из под репутационного удара рядовых бойцов группы «Вагнер»:
«Организаторы <…> предали и тех, кого втянули в преступление».
«Подавляющее большинство бойцов и командиров группы «Вагнер» — это тоже патриоты России, преданные своему народу и государству».
«Благодарю, тех солдат и командиров группы «Вагнер», которые приняли единственно правильное решение — не пошли на братоубийственное кровопролитие, остановились у последней черты».
Президент Белоруссии Лукашенко был более многословен. На следующий день он рассказал о ходе переговоров с Пригожиным в тех подробностях, в каких мог. Настоятельно рекомендую всем посмотреть его выступление целиком. Хотя бы тут. Я же приведу отдельные цитаты, чтобы выделить мнение Лукашенко о Пригожине и ЧВК «Вагнер»:
«Кто такой Пригожин? Это очень авторитетный сегодня человек в вооруженных силах. Как бы кому-то это ни хотелось».
«(ЧВК «Вагнер») … это самая подготовленная в армии единица».
«Ребята очень обиженные, особенно командиры. И, как я понял, они очень влияли, я это предварительно вычислил, на самого Пригожина».
«Межличностный конфликт между известными людьми перерос в эту драку».
«Мы прошлепали эту ситуацию. Мы ее упустили. А потом, когда она начала развиваться, мы видели и думали что она рассосется… <…> а она не рассосалась«.
Что тут можно добавить? Лукашенко на протяжении всей своей речи ни разу плохо не отозвался о ЧВК «Вагнер» или о Пригожине. Только отметил, что во время первого звонка Пригожину, тот был в состоянии эйфории (утратил адекватность) и разговаривал исключительно матом. Более того, ни для кого уже не секрет, что Пригожин и часть «вагнеров» перебазировались в Белоруссию.
Конечно, при всем этом, оба Президента в красках описали возможные последствия, если бы ситуация не была урегулирована — гражданская война. Фактически, повторение истории России начала XX века. И они абсолютно правы. Тогда тоже все были настоящими патриотами. И одни настоящие патриоты убивали других настоящих патриотов. Тут действительно есть чего бояться. Бунт во благо мог выйти из под контроля и погрузить Россию в ад.
Вывод по ситуации, официально преподнесенный лидерами России и Белоруссии в совокупности, выглядит так:
Никто не оспаривает героизм бойцов группы «Вагнер». Их претензии к неповоротливой государственной системе (со всеми вытекающими) понятны. Вспыльчивый Пригожин психанул и решился на крайнюю меру. И его тоже можно понять. НО (!) решать внутренние проблемы средствами, которые могут погрузить страну в хаос гражданской войны, да еще и на фоне конфликта с Западом — абсолютно недопустимо!
Это, можно сказать — официальная позиция Союзного государства России и Белоруссии. Теперь осталось всего ничего — мирно решить первопричину нервного срыва Пригожина (решить в принципе, а не разобраться с кем-то конкретным) и предотвратить подобное развитие событий в будущем.
А неофициально все может быть еще интереснее. Может быть не просто так самое боеспособное подразделение перебирается ближе к западным границам? И не зря же под угрозой прихода ЧВК «Вагнер» в Москву в разные стороны ломанулись бизнесджеты части нашей элиты. Впрочем, одну из версий я уже описал в предыдущей статье:
«Поход» ЧВК на Москву — спецоперация внутри спецоперации?